Печатаю из книги, а там этому выделена целая глава. Буду выкладывать по частям.
Властелина Колец из других фильмов-фэнтези выделяет стремление соперничать с Толкиеном в создании целого мира. "У меня перед глазами была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья", - комментировал режиссер Питер Джексон. Так, на месте съемки в Новой Зеландии создавалась родина хоббитов - Шир. В ландшафт включались жилые норы, насаждались овощи и прокладывались дороги, а затем все это оставлялось на год, чтобы поселок выглядел старым. Так же тщательно и с большой фантазией подходили к другим элементам фильма.
И здесь на особенно интересуют мечи в соответствующем "этнодизайне" хоббитов, эльфов и людей. Может быть некоторые читатели смотрели старый мультфилм "Властелин Колец". Дизайн определялся "нормами" фантазии восьмидесятых годов - мускулистые варвары в тесной кожаной одежде. Напротив, в экранизации Джексона все должно казаться "реальным". Таким образом возникла задача соединить знания о средневековых войнах с фантазией толкиена. Первым шагом были консультации с экспертами, например, по историческому оружию и боевой технике, а также с "практиками", такими как популярный австралийский стрелок из лука Ян УКозлер.
Актеры наряду со стрельбой из лука получали уроки по верховой езде, гребле на Каноэ, скалалазанию и, естесственно, фехтованию на мечах. Для фильма был характерен первый день съемок актера Вигго Мортенсена, игравшего Арагорна: "Первое, что я должен ибыл делать - фехтовать на мечах. Прежде чем я произнес хотя бы одно-есинтсвенное слово текстаа, я должен был справиться с материальностью своей фигуры".
Для хореографии сцен фехтования был приглашен знаменитый каскадер Боб Андерсон. Он уже работал с Эрролом Флинном и ставил бои на мечах в Звездных Войнах и Горце культовом фильме всех любителей меча. Андерсон разработал особую концепцию тренировок, так как он хотел, чтобы фильм отражал по возможности наиболее дикие черты Средневековья. "Итак, я потратил много времени на то, чтобы актеры и каскадеры правильно фехтовали. А потом я им сказал, что они должны все это забыть и вести себя настолько зверски насколько могут".
Мечи из Властелина Колец резрабатывались группой дизайнеров производственной фирмы ***. Наряду с группой *** (Бен Вутон, Дэвид Фальконер, уоррен Махи и др.) на оружие заметное влияние оказали Джон Хоу, который вместе с коллегой Аланом Ли отвечали за всю художественную концепцию фильма, и кузнец-оружейник Питер Лайон. Наряду с братьями Хильдебрандтами, Хоу быть может, самый знаменитый иллюстратор Толкиена. Дополнительно к его художественному таланту для разработки мечей было важно еще одно качество: Хоу - реконструктор, наемник швейцарской "роты Святого Георгия". В этом отношении он хорошо знаком с ведением средневековой войны, вооружением и мечами. Он является соавтором разных иллюстрированных книг на эту тему (например, "жизнь наемника в средние века").
Таким образом, по крайней мере один из дизайнеров имел некоторый практический опыт в фехтовании на мечах. Кузнец Питер Лайон, которого Хоу характеризовал ак "помесь библиотекаря с борцом", имел похожий багаж. Через фантазийные ролевые игры он пришел к реконструкции и вместе с тем и к ковке средневековых мечей. Неудивительно, что игра этой команды с самого начала испытывала влияние реальности.
Отправной точкой дизайна, разумеется, были идеи толкиена. Впрочем, сам толкиен слишком мало писал о том, ак выглядели мечи. он уделял больше внимания магическим качествам, символической или исторической ценности оружия. Когда речь идет о внешнем виде, он представляет их чаще всего как пышно украшенные роскошные мечи. Так, например, в "Хоббите" Гламдринг Гэндальфа описывается как меч с "чудесными ножнами" и с "рукояткой, украшенной драгоценными камнями". Здесь Хоу уже вмешался с исправлениями на стадии проекта: "В любом случае как можно меньше драгоценных камней на рукоятках и ножнах!"
Хотя оружие все же украшали, но существенно скромнее, чем об этом писал Толкиен. и именно это критиковали некоторые "борцы за чистоту Толкиена". по их мнению, для фильма необходимо было сделать образцы богато украшенных, роскошных спат эпохи переселения народов, поскольку Толкиен по большей части черпал свои идеи из героического эпоса того времени. Несмотря на такую критику, большинство любителей меча и толкиенистов остались довольны относительно скромным, сориентированным на боевое применение дизайном Хоу и его коллег. "Мечи в кино - почти всегда огромные, безобразные и грубые предметы, которые и поднять-то невозможно, будь они действительно сделаны из металла. Меч должен быть гармоничным, элегантным и красивым", - заявил Хоу.
Это где-то одна шестая